Дикие учителя

Глава из книги «Желание просветления — большая ошибка»
Учение дзэн-мастера Сун Сана.

Один ученик спросил дзэн-мастера Сун Сана: “Некоторые монахи Дзэн более строгие и формальные, чем другие. А некоторые имеют свободный стиль. Как это понимать?”

Дэ Сон Са Ним отвечал: “В Корейском буддизме есть два вида учителей. Есть несколько известных историй о великом дзэн-мастере Чун Соне. Он был очень свободным дзэн-мастером. Он отбросил формальный стиль и совершал много диких поступков. Он давал много неоднозначных речей, использовал все виды грязных слов и совершал не-правильные-поступки, но все это было учением для других людей. Его свобода была не для себя, не для “мне-меня-мое”. Иногда, люди очень даже не любили то, что он говорил или делал. Позже они понимали. Он не волновался по поводу того, что он делал, — он вёл себя так не для себя лично. Всегда он поступал отражающим образом: хорошие поступки, плохие поступки — не важно. Он не переживал если кто-то думал по этому поводу хорошо или плохо. Он только пытался. Этот постоянно пытающийся ум означает: не проверять себя. Это один тип монаха Дзэн.

Учитель моего праучителя, дзэн-мастер Кьён Хо, был таким монахом. Он был монахом полностью свободным от условностей: делал что угодно, пил и ел что угодно. Но мой праучитель, его ученик, дзэн-мастер Ман Гон, был другого типа. Он был всегда-только-правильным-монахом. Затем, мой учитель, дзэн-мастер Ко Бонг, снова был монах свободного стиля. Чун Сон Суним тоже был ученик Ман Гона Сунима, из одного поколения с моим учителем, ему брат в Дхарме, мне он является, соответственно, дядей.

Итак, два типа учителей: Чун Сон Суним, свободного стиля монах, и Ман Гон Суним, всегда-правильный-монах. Если вы всегда правильный дзэн-мастер, вы имеете свой монастырь и учеников. Но, если вы не заботитесь о том, что-бы быть всегда правильным, практикуете и учите в свободном стиле, обычно у вас нет ни монастыря, ни учеников. Если кто-то хочет учиться у такого мастера, и получить просветление, то он следует повсюду за этим учителем свободного стиля. По этой причине мой учитель практически не имел учеников и дзэн-мастер Чун Сон тоже, который так и не дал никому передачи Дхармы. Он просто отсекал людей и они уходили.

Есть много монахов, которые любят такой стиль. Но в наши дни, в некоторых дзэн-центрах, есть учителя, которые много пьют, может быть даже занимаются сексом, но до сих пор имеют храм и учеников живущих там с ним. Это не так хорошо. Если вы учите в свободном стиле, это не хорошо сохранять за собой дзэн-центр или храм. Почему? Потому что ученики обычно только следуют за поступками учителя Дзэн, пока они начинающие ученики. Это как иметь ребенка. Они не следуют за его учением или его Дхармой, ради чего он совершал эти поступки. Ученики, которые, только начали свою практику не имеют устойчивого ума: если они с самого начала видят много выпивки и других свободных действий, это может привить им плохие идеи о практике. Тогда их жизнь не станет следованием Дхарме, а будет только нарушением обетов и все.

Некоторые традиции допускают поведение такого типа в храме. Учителям свободного стиля в таких традициях часто позволяют держать храм и иметь учеников и тогда, они, естественно, наблюдают за поступками учителя и только следуют им. Такая ситуация создает проблемы: это не совсем чисто.

Но в Корее ситуация очень ясная. Если вы монах Дзэн свободного стиля, вы не имеете ни монастыря, ни учеников. Вы не можете посвятить учеников в монахи, потому что в начале они должны быть зарегистрированы в монастыре, в котором их учитель живет и практикует. Учитель должен быть официальным главой монастыря или иметь связи с ним и должен жить в монастыре. Но учителя свободного стиля не имеют собственного монастыря, они бродят туда-сюда вне монастырей и имеют только неформальных учеников. Если один остроглазый ученик появляется, то учитель проверят его ум, и — БУУМ! — только дает инку. Такие монахи не имеют постоянных учеников. Это правильный стиль Дзэн.

Есть очень хорошая история, чтобы показать дикую, свободную от условностей, мудрость. Конечно, это история о дзэн-мастере Чун Соне. В одно из зимних кёлче, группа монахов Дзэн попросила его провести с ними три месяца этого интенсивного ретрита, направляя их практику. Монастырь был очень бедный и монахи не имели денег. Еда была грубой, просто чтобы прожить, и они были настолько бедными, что иногда бывали дни, когда они вообще ничего не ели!

В тот год случилась особенно холодная зима. А в этом месте не было в достатке дров, чтобы согреть дом, и что еще важно, в те дни в Корее были очень строгие законы запрещающие рубить лес. В течении тридцати пяти лет японской оккупации и Корейской войны, страна лишилась большого количества леса. Многие красивые места превратились в пустыри. Чтобы восстановить природу, правительство строго следило за исполнением этих законов. Можно было выбирать упавшие или мертвые деревья, но ни одного живого дерева нельзя было срубить. Это было очень строгое правило и в некоторых местах Кореи оно сохраняется до сих пор.

Итак, Чун Сон Суним остановился на несколько месяцев в этом месте. Он не мог спокойно смотреть на страдания монахов под его руководством, подвергавшимся жестокому холоду. В конце концов, он решил, что это не может больше так продолжаться. “Монастырь находится в этих горах много веков. Почему монахам, окруженным деревьями со всех сторон, не позволяется даже немного согреть себя?” И узнав, что хаус-мастер (человек отвечающий за хозяйство) разрешил тайно рубить дрова каждые несколько дней, он не стал предотвращать это.

Местный шеф полиции, когда прослышал о звуках рубки деревьев в лесу, пришел в монастырь. “Кто рубил лес?”, — спросил он у настоятеля, когда все монахи собрались. Тот не хотел ничего говорить, и не хотел ввязывать в это хаус-мастера, который делал это просто заботясь об общине монахов

“Я спрошу еще раз”, — сказал полицейский, и его голос стал громче, — “Кто сделал это?”

“Я сделал это”, — неожиданно раздался голос одного из монахов. Следующее, что этот монах сказал полицейскому было нецензурным, — это было очень плохими словами! Все повернули головы, но, конечно, уже понимали, кто это был: великий дзэн-мастер Чун Сон!

Лицо полицейского стало красным от гнева. “Ты… ты… ! Как ты посмел!! Ты идешь со мной.” Он не знал, что это был ведущий учитель в монастыре, великий и почитаемый дзэн-мастер. Он просто отвел Чун Сона Сунима в ближайший полицейский участок. Там он взял листок бумаги, карандаш и приготовился составить официальный протокол. “ОК, откуда вы родом?”

Глаза Чун Сона заблестели: “Из члена моего отца!”, — ответил он.

“Что?!” — воскликнул полицейский, — “Ты сумасшедший?!”

В те дни было очень опасно говорить так с полицейскими, даже в шутку. Но Чун Сон Суним ни сколько не шутил, его лицо было ясным и спокойным, глаза сверкали как два кристалла. Это не обычный монах, думал полицейский. Но он хотел услышать от него, что тот не из этой части Кореи. Что он чужак здесь.

“Откуда ты пришел?” — спросил он еще раз.

“Из вагины моей матери!”

“Ты сумасшедший!!! Убирайся отсюда! Убирайся подальше и чтоб я тебя больше здесь не встречал!”

Чун Сон Суним вернулся обратно в монастырь. Позже, когда полицейский навел справки и узнал, что это был великий и очень уважаемый монах Дзэн, он пришел в монастырь, чтобы извиниться за то, что назвал его сумасшедшим.

“Все нормально, все в порядке”, — сказал Чун Сон, смеясь. “Сумасшедший — это нормально. На самом деле, сумасшедший — это хорошо. Это прекрасно! Я рубил лес, — вы арестовали меня. Это было правильно. Вы были совершенно правы. Ха, ха, ха!” Шеф полиции перестал чувствовать себя виноватым и поклонился Чун Сону Суниму.

Итак, такой тип плохой речи и плохих действий тоже верный, так как это не было сделано для себя лично. Дзэн-мастер использовал такую речь, что бы научить полицейского кое-чему. Немного людей могут использовать этот путь, нужно отметить что это еще и абсолютно честный стиль, но Чун Сон Суним мог! Его указание было непосредственно в изначальную точку. “Откуда ты пришел?” — правильный ответ не Бостон, Сеул или Токио! Дзэн использует другой тип указаний. Изначально, откуда вы пришли в этот мир? “Из вагины моей матери!” Речь Чун Сона Сунима это ответ высокого класса, потому что это верно для каждого! Это то, чему он учил полицейского: все приходят сюда одним и тем же путем. Ха, ха, ха! Это речь и поступки абсолютно свободного человека.

"Желание просветления - большая ошибка"
Собрал и отредактировал Хьён Гак Суним
"Wanting Enlightenment Is a BIG MISTAKE"
© 2006 Shambhala Publications, Inc
.